Владимир Шаппо

Профессиональный художник. Работает в технике графики, акварели, акрила. Живет и работает в Минске. Член Союза художников РБ с 1989 г.
Родился 4 февраля 1949 года в поселке Видзы Витебской области.

В 1967—1972 годах учился на художественно-графическом факультете Витебского педагогического университета (бывшие свободные художественные мастерские, основанные М. Шагалом). Учителя — известные белорусские художники Ф. Гумен, Е. Красовский, И. Столяров. Во время учебы начал много путешествовать, собирать материал по всей России (Север, Заполярье, Камчатка), Средней Азии, но основной темой творчества стали родина (Придвинье, Поозерье) и детство.

Выставляется с 1975 года в Беларуси, России, Латвии, Польше, Германии, Великобритании. Работы находятся в музеях Беларуси (Браславское районное объединение музеев, Витебский областной краеведческий музей, Витебский центр современного искусства, Музей современного изобразительного искусства в Минске, Художественная галерея Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника) и России (Государственный музей художественной культуры Новгородской земли в Великом Новгороде, Художественная галерея Музея А. А. Кадырова в Грозном). Работает в технике графики, акварели, акрила.

С 1989 года — член Союза художников РБ.

В 1975 — 2000 годах преподавал историю искусств, композицию, живопись в детской художественной школе г. Новополоцка.

С 1980 года по настоящее время является членом художественного совета города Новополоцка.

Женат, отец четверых детей. Графические серии: «Поозерье», «Полоцк», «Сказки старого Браслава», «Сны детства», «Человек есть то, что он ест», «Север» и т. д. Акварельные серии: «Двина — река времени», «Север» и т. д.

Акриловые серии
«Полоцкая земля», «Художники. Пророки» и т. д.

Автор дизайн-проектов
Природно-экологический музей города Полоцка; Мемориальный комплекс «Звезда», посвященный жертвам фашистского концлагеря в Боровухе, Беларусь; Музей 121-го авиационного ремонтного завода города Кубинка; Комплексное решение художественной среды города Новополоцка; Комплексное решение реконструкции города Дисны.

Серия «Полоцк 2023»

Серия «Полоцк Ср. цикл»

Серия «Д. Крупенино»

Разные размеры

Серия «Художники и пророки»

Серия «Полоцк»

Этюды, малые форматы

Владимир Шаппо: «Я не ленив и любопытен…»
Эта особенность характера во многом, по словам самого художника, определила его жизненный путь и творческие интересы. Путешествия в пространстве и времени — его страсть и образ жизни на протяжении уже почти полувека. Владимир Шаппо, по определению его сыновей и близких друзей, это бурлящий котел энергии, эмоций, разнообразных дел и замыслов. География его путешествий по миру впечатляет масштабностью, эти странствия позволяют ему наблюдать увлекательные и уникальные проявления жизни природы, людей, дают мощные импульсы для творческой деятельности. География путешествий Владимира в пространстве истории мировой культуры не менее масштабна. Его активный интерес к истории и философии искусства сформировали у художника неординарное видение миссии творческой личности в современном мире, аналитическое восприятие и особую оценку процессов, происходящих сегодня в искусстве.

Владимир Шаппо всегда подчеркивает преимущество духовных ценностей над материальными в своей творческой деятельности, а образно-художественную систему своего искусства определяет как реализм. Вопреки всем бытующим сегодня трактовкам и оценкам этого термина и явления в искусстве он считает реализм истинно современным творческим методом, позволяющим художнику достигать глубины и выразительности образного содержания произведений и дающим ему самые широкие возможности для формальных экспериментов. Для Владимира реализм («реализм без берегов», по определению французского писателя и философа Р. Гароди, которого художник цитирует) — это не убогое и тщательное копирование визуально воспринимаемых объектов и явлений окружающего мира, а способность проникать в их суть и смысл, эмоционально и интеллектуально осваивать их, находить образы, язык, форму для воплощения своих чувств и мыслей на холсте. Владимир Шаппо — особый тип творческой личности. Он — художник, глубоко чувствующий, во многом стихийный и непосредственный в своем отношении к миру и жизни, и в то же время склонный к интеллектуальному и философскому размышлению над перипетиями истории и судьбами искусства.

Конкретные достижения, творческий метод и эстетические идеалы Владимира Шаппо ярко проявляются в его пейзажной живописи. Пейзаж всегда был и остается для художника основополагающим источником духовного и художественного смысла. Среди его работ немало спонтанных импровизаций этюдного характера, насыщенных непосредственностью чувств, тонким пониманием цвета и его эмоционально- психологических возможностей в создании образов природы. Вместе с тем, преобладают среди его работ, особенно последних лет, композиции-размышления, которые стали результатом сложного целеустремленного творческого процесса. Эти произведения — своеобразная рефлексия автора по поводу пейзажа, одного из наиболее классических, рафинированных жанров в искусстве, и его места в структуре современной визуальной культуры. Уже в начале ХХ века пейзажному жанру неоднократно пророчили неминуемое угасание. Хотя этого так и не произошло, подобные идеи продолжают циркулировать и сегодня. Владимир Шаппо опровергает их своим творчеством. Используя выразительные средства абстрактного искусства, оперируя свободными цветовыми и пластическими ассоциациями, линией, органично соединяя их с изобразительными элементами, он продолжает исследовать способы и перспективы изображения природы, явлений мира в целом.

Эта тенденция в работе с художественной формой проявляется и в других произведениях мастера — в портретах, в картинах на евангельские сюжеты. Герои портретов художника — люди, которые ему интересны, в одном случае, потому что близки ему по духу, в другом — потому что абсолютно противоположны, но всегда для него важна глубина их внутреннего мира. Внешнее портретное сходство — это удел фотографии, для Владимира важно проникнуть в ту неизведанную вселенную, которая скрывается за лицом его модели. Человеческая природа двойственна, считает художник. В душах людей нет абсолютного света, как нет и абсолютной тьмы, он видит в них противоборство этих двух начал: то робкое зарождение света духовности во мраке хаоса и безверия, то светоносную чистоту, которая в то же время несет в себе зародыш темного начала. Оттого портреты, которые пишет Владимир, многолики, на зрителя взирают не два глаза, к нему протянуты не две руки, а четыре, шесть, а то и больше. Эта фантасмагория зачастую смущает зрителя. Но Владимир идет своим путем без оглядки на то, «что скажут и что подумают», он рассчитывает на своего зрителя, доверяет ему, умеет «включить» в его сознании длинный и многообразный ассоциативный ряд.

Художник по-своему интерпретирует евангельские сюжеты, ищет адекватную времени форму разговора на вечные темы бытия. Его философские притчи и сентенции излагаются особым языком, где возвышенное сосуществует с низменным и гротескным, где сиюминутное соприкасается с вневременным. Используя экспрессионистическую деформацию пластической формы, яркие локальные цвета, несущие в себе символико-смысловую нагрузку, художник добивается особого рода выразительности. Он умеет синтезировать в создаваемом художественном образе глубоко прочувствованное знание традиции в интерпретации темы и свою индивидуальную, авторскую трактовку.

Владимир Шаппо — основатель целой творческой династии: трое его сыновей стали художниками, дочь — поэтессой. Профессиональная династическая преемственность во все эпохи, от истории до современности, имела и имеет огромную социальную и культурную значимость. Профессиональная династия — это гарант высокой ответственности и результативности работы ее представителей. Жизненные и эстетические идеалы, творческие методы Владимира Шаппо стали для его детей наглядной, незаменимой школой всестороннего образования и отправным пунктом их художественного и личностного становления. Владимир Шаппо всегда стремился культивировать в своих детях чувство внутренней свободы и независимость суждений. Сегодня каждый из них — это уникальная творческая личность со своим видением мира и индивидуальным стилем. По словам Владимира, они не только его дети, но и коллеги, единомышленники в жизни и искусстве.

Ольга Коваленко, кандидат искусствоведения
2021
Международный фестиваль современного искусства ART-MINSK 2021, Дворец искусства, Минск.


2020
Международный фестиваль современного искусства ART-MINSK 2020, Дворец искусства, Минск.


2019
Второй международный фестиваль искусства Art-Minsk-2019, Дворец искусств, Минск.

Выставка, посвященная 60-летию Художественно-графического факультета Витебского государственного университета имени П.М. Машерова, Витебский центр современного искусства, Витебск.


2018
Международный фестиваль современного искусства «Арт-Минск», Национальный центр современных искусств Республики Беларусь, Минск.

«Струсто, Даубле, Ричи, Саванар», Художественная галерея Михаила Савицкого, Минск.


2015
Выставка, посвященная 25-летию художественного объединения «Погоня», Дворец искусств, Минск.


2014
Персональная выставка «Сокровища Беларуси», галерея Европейского банка реконструкции и развития, Лондон, Великобритания.



2012
Персональная выставка «Полоцкая земля», галерея «Концепция», Минск.


2011
Персональная выставка «Чечня обетованная», Мемориальный комплекс Славы им. А.А. Кадырова, Грозный, Чеченская республика.


2010
Персональная выставка в честь 60-летия автора «Художники. Пророки», Национальный центр современных искусств Республики Беларусь, Минск.


2009
Персональная выставка в честь 60-летия автора «Художники. Пророки», Витебский центр современного искусства, Витебск.


2004
Выставка, посвященная 80-летию Витебской школы, Художественная галерея Л. Щемелева, Минск.


2000
«В. Шаппо & Сыновья», Дворец искусства, Минск.