Тайна Минотавра. Малая

Андрей Осташов
Серия «Внутренний покой»
Бронза, гранит. 65 × 18, h = 40 см

Данная работа легла в основу названия выставки Андрея Осташова, потому заключает в себе один из ведущих мотивов. Идея с «Тайной Минотавра» здесь выступает скорее как метафора, нежели в качестве прямой отсылке к мифу о Минотавре. Это персонаж древнегреческой мифологии, который имел человеческое тело и голову быка. Известна легенда о лабиринте Минотавра, куда его поместил Минос, царь Древнего Крита. На съедение этому страшному существу отправляли преступников, а также каждые девять лет из Афин присылали семь девушек и юношей, которые попадали в созданный Дедалом лабиринт и не выходили из него. Легенда заканчивается сокрушением монстра, Тесей побеждает Минотавра и выбирается из запутанного лабиринта благодаря клубку ниток, который дала ему Ариадна.

В данной композиции изображены три девочки — они сидят друг за другом так или иначе соединяясь в единую линию. Единственной явной отсылкой к образу Минотавра является бычья маска с длинными вытянутыми рогами, которая размещена на затылке первой из них. Неявным намеком на миф о Минотавре является и то, как девушки «соединены» между собой: каждая держит друг друга за какую-то часть тела, благодаря чему выстраивается цепочка, словно нить Ариадны, ведущая девочек к выходу из лабиринта. Здесь будет уместно более философское понимание «лабиринта» как восприятия жизни, сложной и запутанной, где каждый пытается найти выход.

Девочки одеты в похожие костюмы с небольшой разницей в атрибутах: маленьких мишках, шариках, бубенчиках и в декоративных узорах. Это короткие платья, длинные перчатки и своеобразные лосины, открывающие ступни ног. У каждой из них из-под массивных шлемов виднеются густые пряди волос. Все шлемы имеют разную форму: у первой — шлем заканчивается на затылке головой Минотавра, у второй — дополнен декоративными шариками и плюшевым мишкой, а у третей он трансформируется в слоновью голову с длинным хоботом и острыми бивнями. Фигура посредине является центральной в данной композиции. Именно она взаимодействует с маской. Лицо девочки приподнято и обращено на маску, а рука нежно прикрывает ей рот. Также важной деталью являются закрытые глаза у всех персонажей, что создает эффект погружения в себя. Выражение самой маски несколько печально, словно оно выражает всю грусть и усталость на непростом жизненном пути, который предстоит преодолеть трём героиням. Интересно, и как мастер изображает позы всех троих: самая первая — словно опора. Она устойчиво стоит на коленях, но согнутая спина выражает некую покорность и смирение. Последняя из них, наоборот, сидит расслабленно, но ее рука крепко держит пряди волос девочки спереди. И лишь центральная сидит с опорой на ноги. Она словно сжатая пружина, которая может «выпрыгнуть» наверх и вырваться за пределы «лабиринта».