Роман Сустов

Роман Сустов работает в печатной графике и книжной иллюстрации. Имеет более двадцати изданных книг с его иллюстрациями. Живет и работает в Минске. Член Союза Художников Р Б с 2005 г.
Роман Сустов — современный белорусский художник, мастер графики. Много и плодотворно работает в технике офорта, создавая экслибрисы, пользующиеся большим вниманием со стороны коллекционеров и любителей этого вида творчества. Совмещает разные техники: литография, травлёный штрих, акватинта, сухая игла и меццо-тинто.

В течении ряда лет художник не расстаётся с изобразительными композициями на заданные исторические и мифологические сюжеты, которые постепенно собираются в тонкую, классически выверенную серию. Высокий профессионализм Романа Сустова позволяет даже анализировать подробно технические достоинства его произведений и культуру работы с материалом, это само собой разумеющееся, это некий «своеобразный мир художника», где обнаруживается его способность к бесконечному самосовершенствованию. Острое чувство линии, ритма отчётливо проступает в его листах.

Стал победителем в двух последних Биеннале живописи, графики и скульптуры в номинации «Графика» (Беларусь) В 2019 году Роман Сустов представлял Республику Беларусь на 7-й Международной биеннале печатной графики в г. Гуанлан (Китай). В Республике Беларусь представляется эксклюзивно галереей современного искусства АртПорт.

Родился 1977 году в Минске.
1989…1993 — детская художественная школа № 1.
1992…1995 — Белорусский художественный коледж№ 26.
1995…2001 — Белорусская театрально художественная академия. Отделение графики.
2001…2005 — Художественные мастерские при Министерстве культуры РБ.
С 2005 года член Союза Художников Р Б (Секция графики).
С 2019 года сотрудничает с галереей АртПорт»
2013…2022 — преподаватель Белорусской государственной академии искусств.

Серия «Extinct», 2021

Крупные форматы

Коллекция литографий «Arrival»

В основе коллекции переосмысление литературного наследия братьев Стругацких. Серия основана на философском понимании места человеческого сознания во вселенной и его соотношение с пространством и временем. Поиск неземных цивилизаций, попытка раздвинуть границы понимания, ставит большой вопрос об одиночестве человека в бескрайних пространствах фантастического холодного космоса.
Серия «Wanderer», 2015 — 2016
Странник, как образ человеческого сознания блуждающего в беспредельных просторах космоса. Вечный вопрос, мучающий нашу цивилизацию: одиноки ли мы в этой вселенной? Серия основана на идее Стругацких о вертикальной эволюции человечества и невероятных возможностях нашего разума, постигать таинственное и абстрактное.
Серия «Time», 2015 — 2016
Серия «Music», 2013 — 2014
Серия основана на идее о том, что музыка — это самый абстрактный вид искусства, придуманный человеком. Воздействие колебаний воздуха, в разных амплитудах и частотах, на сознание и настроение человека является фантастической особенностью разума, способного переводить абстрактную информацию в эмоции.
Серия «Stalker», 2013 — 2014
Серия «Middleage steampunk», 2012 — 2013
В основу серии легла идея переноса объектов библейской и древнегреческой мифологии в реалии фантастического средневековья. Литографии выполнены в стилистике средневековых рисунков и географических карт. Образ древнего ковчега, собирающего на своём борту людей и различных животных дополнен элементами культовой архитектуры, что создаёт совершенно новое прочтение этой темы. Религия, как отдельный обособленный остров, защищённый от внешнего быстро меняющегося мира. Троянский конь также исполнен с элементами культовой готической архитектуры. Колоссальный передвижной храм, имеет в своём образе двоякое прочтение…
Серия «Soulsaver vehicle», 2014 — 2015
Серия основана на древнем желании человечества от конечности мира прийти к бесконечности. Модели вымышленных, нереальных храмов разбиты на три стихии: воздух, земля и вода. Сочетание готической культовой архитектуры с всевозможными паровыми механизмами создаёт фантастический образ душеспасательной техники. Литографии выполнены в стилистике рисунков и чертежей Леонардо. Хотелось создать образ случайно найденных древних манускриптов с чертежами таинственного предназначения.

Линогравюра

Малые форматы

Серия «Prestine light»
Серия «Old toys»

Экслибрис

2022
«Мир меццо-тинто». Национальный центр современных искусств, Минск, Беларусь.

Участие в ярмарке RA&AF 22, стенд галереи АртПорт, Москва.


2021
Международная триеннале экслибриса и печатной графики малого формата «Памятники культуры мира», Екатеринбург, Россия.

"Art Minsk 2021", Дворец искусства, Минск, Беларусь.

Международный проект "Zodiac signs", Музей печатной графики Guanlan


2020
International Print Festival LIFE N STYLE, Tbilisi, Georgia.

Выставка «Графика молодых художников Беларуси», Таллин, Эстония.

Международный проект "Zodiac signs" две выставки Taiwan центр современного искусства и Macau частная галерея.


2019
«Arrival» персональная выставка графики, Tianjin, China.

«7-я Международная биеннале печатной графики», Guanlan, China.

Выставка «Мистическая реальность Гофмана», Санкт-Петербург, Россия.

Международная выставка печатной графики Ural Print Triennial 2019, Уфа, Россия.

Международная ярмарка классического, современного и высокого ювелирного искусства, антиквариата и дизайна RA&AF 2019, Манеж, Москва


2018
"Art Minsk 2018". Дворец искусств, Минск, Беларусь.

Выставка печатной графики «Mini-Midi print 2018». Дворец искусств, Минск, Беларусь.

"Silk road" международная выставка печатной графики, Dunhuang, China.

"Win-Win cooperation" международная выставка печатной графики, Tianjin, China.

"ARKA" групповая выставка белорусской печатной графики, Irealand, Cork, куратор.

"Осенний салон 2018". Дворец искусств, Минск, Беларусь.

«VI биеннале живописи, графики и скульптуры». Дворец искусств, Минск, Беларусь. 1место в номинации «Графика».


2017
Групповая выставка «Сны». Дворец искусства, Витебск, Беларусь.

Персональная выставка "Arrival". Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.

Международная выставка экслибриса "DEG 2017", Paderborn, Germany.

Групповая выставка печатной графики «Современность и традиции» галерея «Клементинум», Прага, Чехия.

Международная выставка печатной графики "YAC printing residency", Tianjin, China.

Международная выставка печатной графики "Shenzhen printing museum", Shenzhen, China.

Групповая выставка «Графика 2017». Дворец искусств, Минск, Беларусь.


2016
Групповая выставка печатной графики «12 masters», Tianjin, China.

Международная выставка экслибриса «FISAE 2016», Вологда, Россия.

«Осенний салон 2016». Дворец искусств, Минск, Беларусь.

Групповая выставка «Три персоны», г. Уфа, Россия.

«V биеннале живописи, графики и скульптуры». Дворец искусств, Минск, Беларусь. 1-ое место в номинации «Графика».

Международная групповая выставка печатной графики. Xu Liaoyuan Modern Design Art Museum, Chengdu, China.


2015
«Послание» групповая выставка. Галерея «Титаник», Вильнюс, Литва.

25th International Biennial Exhibition of modern exlibris, Malbork, Poland.

Tokyo international mini-print triennial — международная выставка малых печатных форм, Tokyo, Japan.

Персональная выставка галерея «Просвета 1927», Варна, Болгария.

«Осенний салон 2015». Дворец искусств, Минск, Беларусь.

Персональная выставка "Domek Miedziorytnika", Вроцлав, Польша.

Групповая выставка "Tour de Belarus 2". Дворец искусств, Минск, Беларусь.

Второй международный конкурс гравюры «В поисках потерянного рая», Испания Гранада.


2014
3е бьеннале Белорусского искусства «Формазмест». Дворец искусств, Минск, Беларусь.

2oe бьеннале современного Белорусского искусства «От квадрата к объекту».

Международный конкурс экслибриса Остров Великопольский, Poland.

Персональная выставка "Shuohai art gallery", Tianjin, China.

Персональная выставка "Warnock fine art gallery", Palmsprings, USA.


2013
24th International Biennial Exhibition of modern exlibris, Malbork, Poland.

Первый международный конкурс гравюры «В поисках потерянного рая», Испания, Гранада.
Работы художника Романа Сустова, всегда острые неожиданные. Вот уже десять с лишним лет привлекают внимание знатоков и любителей графики. Он вошёл в круг активно действующих художников сразу, мощно и неожиданно.

Родился Роман Сустов в 1977 году в Минске в семье художников. Начальное художественное образование получил колледже искусств. А последующая учёба в Белорусской Академии искусств, которую он окончил в 2001 году, определила некоторые важные черты почерка Романа Сустова, остающимся неизменным и сейчас, когда сделано немало работ, получены премии и дипломы на престижных выставках и конкурсах. Изучив различные графические техники — офорт, литографию, линогравюру Роман Сустов на первом этапе своего творчества создаёт серию работ по мотивам сказок Э.Т. А. Гофмана, виртуозно выполненных в технике линогравюры. Одна из работ этой серии «Саламандр» стала своеобразной визитной карточкой художника.

Сейчас художник много и плодотворно работает в технике офорта, создавая экслибрисы, пользующиеся большим вниманием со стороны коллекционеров и любителей этого вида творчества. Иногда Роман совмещает разные техники, травлёный штрих, акватинта, сухая игла и меццотинто. Всё это сообщает оттискам богатство колорита и тона. Роман Сустов пришёл в мир экслибриса, когда он уже утратил инвентарно-утилитарный характер, как символ и знак владельца книги, а превратился в своеобразный, самостоятельный вид коллекционирования малой графики.

В течении ряда лет художник не расстаётся с изобразительными композициями на заданные исторические и мифологические сюжеты, которые постепенно собираются в тонкую, классически выверенную серию. Высокий профессионализм Романа Сустова позволяет даже анализировать подробно технические достоинства его произведений и культуру работы с материалом, это само собой разумеющееся, это некий «своеобразный мир художника», где обнаруживается его способность к бесконечному самосовершенствованию. Он работает уверенно, легко распоряжаясь пространством офортной доски. Острое чувство линии, ритма отчётливо проступает в его листах. Роман Сустов не стремится эпатировать зрителя нестандартными формами досок, затяжками при печати и прочими ухищрениями, он просто показывает мир своих искрящихся творений таким, каким он ему представляется. Фигуры в его работах движутся в медленном ритме, составляя своего рода скульптурные группы, чётко выделяющиеся на простых и лаконичных фонах. Они, то застывают сомкнутыми силуэтами, то медленно движутся мимо нас.

Прекрасен eхlibris «Garden» для Joop Sliep, чарующий образ незнакомки, растворяясь, проступает сквозь богатейшую палитру сложных, рукотворных фактур. Есть что-то недосказанное и поэтому загадочное в, казалось бы, случайной, но виртуозной незавершенности рисунка (non finita), как сказали бы эстеты. Автор всегда оставляет огромное поле для работы фантазии зрителя, как бы заманивая его в мир своих идей и иллюзий. В этой работе, с тщательно проработкой деталей есть своё очарование и определённый флёр романтизма.

В некоторых работах, таких как «Pristine Awe"(op.l.№ 38), «Invincible"(op.l.№ 30) and «Above&beyond"(op.l.№ 51) художник применяет цвет, как элемент композиции, ярким лучом вырывая основные смысловые и доминантные детали. Это несомненно дополняет его несколько аскетичный подход к цветовой гамме эстампа, которая по своему духу напоминает работы классиков гравюры возрождения когда существовало только понятие чёткого штриха и белой бумаги. Эта тенденция была привнесена Сустовым в офорт из его огромного опыта работы с линогравюрой, где существуют только чёрный и белый штрих и виртуозное владение резцом. Автор ставит перед собой тяжелейшие задачи, ограничиваясь для создания образа только одной техникой травлёного штриха и показывает нескончаемое богатство разнообразных типов гравировки. В этом я вижу сохранение и приумножение огромного опыта истории классической гравюры.

В eхlibris на тему «нэцкэ» исполненной для S. Brodovych (op.l.№ 30) фигура война (самурая) углублённого в себя, побеждающего дракона (символ зла и суеты) силой внутренней энергии впечатляют зрителя. Символ спокойствия и умиротворения замирает над собственным отражением во времени. Создан уникальный образ, который можно читать бесконечно.

В качестве эксперимента Роман Сустов создаёт сюиту из шести екслибрисов выполненных в технике литографии. Эти знаки дают чёткое представление о разнообразии и тонкости использования средств многоцветной литографии. Тем самым автор показывает нам свой безграничный потенциал в области владения различными техниками, он как хороший музыкант мульти-инструменталист способен играть на различных инструментах с одинаковой лёгкостью. Для него нет никакой преграды в процессе создания образа — он общается с ним на прямую.

Интересно и всегда неожиданно Роман Сустов использует в своих работах архитектурные мотивы, это может быть фасад фантастического собора как в eхlibris для Wouter van Gyzel (op.l.№ 3), своеобразный панорамный фриз средневекового города как в знаках для G.P. (op.l.№ 19) и O.S. (op.l.№ 35) или сложнейшая конструкция арок, акведуков и ротонд, составляющих лабиринт, в работе для Tjalling Vogelvanger (op.l.№ 10). В этих работах слышится музыка древних фантастических городов и голоса странных жителей этого удивительного, ирреального мира фантазии художника.

Роман Сустов создал в общей сложности около 60 boockplates, но круг его интересов не ограничивается только малым форматом печати. Он плодотворно работает в станковой графике, книжной иллюстрации, живописи, создаёт почтовые марки и известен как художник кукольного театра. Роман Сустов это фантастический сплав классической техники с бесконечным миром фантазии и образов.

Олег Судленков