Максим Петруль

Профессиональный скульптор. Работает в дереве, камне, бронзе и других металлах. Занимается рисунком и графикой. Живет и работает в Минске. Член Белорусского союза дизайнеров с 2004 г. Член Белорусского союза художников с 2005 г.

1977 Родился в Минске, Беларусь

1997 Окончил Минское государственное художественное училище им. А. К. Глебова, Беларусь 2015 Европейский Гуманитарный Университет, Вильнюс, Литва
2004 Член Белорусского союза дизайнеров.
2005 Член Белорусского союза художников Живет в Минске.

Награды
2016 Благодарность Министра культуры Республики Беларусь «За творческие достижения и личный вклад в развитие культуры»
2006 Гранд-премия и звание Лауреата Специального фонда Президента Республики Беларусь, молодым деятелям культуры и искусства за выдающиеся творческие достижения.
2005 Премия и звание Дипломанта Специального фонда Президента Республики Беларусь, молодым деятелям культуры и искусства за значительные творческие достижения.

Премии
2016 Премия Арт-Беларусь «Осенний Салон с Белгазпромбанком». Минск (Беларусь)
2012 Первое место (в соавторстве). Республиканский конкурс на оформление «Зала Победы» Музея истории Великой Отечественной войны. Минск (Беларусь)
2011 «Специальный приз», I Китайский Международный конкурс скульптуры для общественных пространств. Международная неделя науки и мира. Пекин (Китай)
2011 Сертификат Департамента искусств Министерства культуры Китайской Народной Республики. III Всемирная скульптурная конференция. Чаньчунь (Китай)
2008 Медаль и Диплом первой ступени Белорусского союза архитекторов. Национальный конкурс архитектуры. Минск (Беларусь)
2008 Золотая медаль и Сертификат Комиссии по культуре Международного Олимпийского комитета. Пекин (Китай)
2005 Золотая медаль и Диплом первой ступени Белорусского союза архитекторов. Международный конкурс молодых архитекторов «Леонардо-2005». Минск (Беларусь)
2005 «Специальный приз жюри». Международный фестиваль ледовой скульптуры «Северная фантазия». Мурманск (Россия)
2004 Специальный приз Банка международной торговли и инвестиций и грамота Белорусского союза художников. Республиканская выставка-конкурс молодых художников «Путешествие». Минск (Беларусь)
2002 Первое место в номинации скульптура и Диплом первой ступени Белорусского союза художников. Республиканская выставка-конкурс молодых художников «Время не стоит и не ждет». Минск (Беларусь) Работы находятся: Национальный художественный музей Республики Беларусь. Музей Современного искусства Минск, Беларусь. Коллекция Райнольда Вюрта Германия. Коллекция Олимпийского искусства, Пекин, Китай. Музей скульптуры, Хуалянь, Тайвань
Серия "Counteranimals"
«Контранималз» Серия из пяти с скульптур, коррелирующая с пятью первоэлементами. Скульптуры демонстрируют не только физические материальные сочетания разных субстанций, но и являются метафизическим отражением стремления к гармоническому единству, через пропорциональную компиляцию основных первопричинных субстанций в физическом контексте, отношения между пустым и заполненным, открытым и замкнутым в смысле средств художественной выразительности, а также завершенного и начатого-незавершенного в смысловом значении. Приставка «Контр» указывает на парадоксальный контраст присутствия в единстве в связи взаимоисключающих понятий и состояний, но безусловно проявляющихся только друг через друга. Понятие «Контр» в рамках данного проекта помогает устранить дихотомическое противоречие в лингвистике, компенсированное в языке скульптуры через сочетание различных, порой не сочетаемых материалов, скомпилированных данным проектом, формирующим гармоническое единство между тем, что мы читаем или слышим и от этого понимаем, и тем, что мы видим, глядя на скульптуру. Именно присутствие двух противоположностей в одном создает максимально выразительное представление о понятии или предмете, а лингвистическое «Контр» указывает на это визуальное, физическое, художественно-композиционное сочетание.
Серия «Артопология»
«Артопология» — название проекта, как игра слов в причудливые выражения смыслов, где смикшировано два разных понятия, но оба референцирующие к данному проекту. Арт — искусство, лигвистически сведенное с Антропологией — наукой изучающей человека. В проекте эксплуатируются части человеческого тела, как модули для исследования другой темы на которой я подробнее остановлюсь.

На протяжении долгого исторического периода поле искусства не выходило за пределы мемезиса — подражания и копирования природы, физиологически биологической реальности. Нам хорошо известны многие произведения искусств, в той или иной степени абстрагирования, представляющие что-то скопированное из физической реальности. Отсюда понятно такое увлечение физическим миром художников и его исследование с различными изобретениями, такими как ренессансная перспектива и другие. В течение последних десятилетий человечество постепенно переключает свои взоры с рассматривания физической реальности на реальность виртуальную, компьютерную, так что практически все сферы жизни, от профессиональной и социальной, до личной и даже интимной, осуществляются в виртуальном мире. Я как художник нашего времени начинаю проявлять свой артистический и исследовательский интерес к феноменам виртуальной реальности, особенно в ее визуальных выражениях. Суть визуального в виртуальном, описана несколькими видами компьютерной графики, которые принципиально технически влияют на то, что мы видим в поле этой реальности в своих мониторах. Компьютерная графика бывает растровой, на основе точки — пикселя и формирует фотореалистические изображения, которые при масштабировании начинают искажаться в визуальном восприятии превращаясь в некий пиксельный микрокосм и векторная, которая прописывает изображаемое в мониторе на основе заданного уравнения при помощи кривой Безье, но такое изображение не может быть фотореалистическим хотя имеет способность к колоссальному масштабированию без искажения картинки.

И так, возвращаясь к моему проекту, я беру за отправную точку два основных принципа компьютерной графики — растровую и векторную и любезно приглашая принципы компьютерной графики в поле визуальных искусств, начинаю их различным образам исследовать, создавая ряд произведений живописи и скульптуры — традиционных видов искусств. Мой первый проект начинает исследовать человеческое изображение, еще помня о многовековом мимезисе, играя с кодами уже не физической реальности, а виртуальной. Живопись и скульптура строятся на принципах компьютерной графики — на точках и кривой Безье, на пикселе и на векторе. В предлагаемом мною первом проекте, исследующем человеческое изображение можно столкнуться с феноменами компьютерной графики реализующейся в принципиальном виде в произведениях традиционных искусств и отследить игру противопоставления одно формы построенной пикселем и другой, построенной вектором, которые дают нескончаемую оптическую и даже концептуальную игру, превращая мои творческие рефлексии на человеческое тело во что-то гораздо большее, чем тело, само по себе…
Серия "The 7..."
«The 7…»
Проект состоит из семи отдельных объектов, организованных в один цельный. Точнее, в произведении понятие объект, статичный объект, трансформировано в динамический процесс, организованный в этапное развитие как через технический процесс, который является самоценным пластическим, материальным и эстетическим актом творчества, сотворения… произведения. Проект демонстрирует созидательную и объективную (объектную) этапность процесса. Проект предлагает взглянуть на скульптурное произведение как на процесс! В основе отдельно взятого элемента-объекта заложен портретный модуль, где переиначен взгляд автора на портрет как на вид традиционной, классической скульптуры. Проект демонстрирует не только семь объектов, объединенных в один, но и посвящает зрителя в этапы созидательного производственного процесса. Эстетика технического процесса трансформируется в эстетику художественного образа, создавая концептуальные и эстетические отношения между техническими этапами, превращая каждый производственный шаг в самостоятельный творческий авторский жест, указывая на то, что весь процесс есть один органичный художественный объект-образ, и весь технический процесс — творческий акт. Спрятанное становится очевидным и даже необходимым для трансформации самого понятия — «Скульптура» (скульптуринг), когда вместо одного готового куска предлагается 7 технических (производственных) этапов в качестве одного произведения. Данный художественный акт можно сравнить (сопоставить) с религиозным мифом 7-ми дневного Сотворения Мира. Художник выступает в качестве Творца, а Произведение — в виде акта сотворения! На глазах зрителя осуществляется трансформация мира, мира художественного образа, Мира как такового. Зритель уже не посторонний наблюдатель, а скорее свидетель производимого творческого акта. Зрителю открываются тайны рождения произведения, становится очевидно, что без всего количества объектов — моделей пластилиновых и восковых, форм из гипса и форм из песка, каркаса и эскиза, без всего этого составляющего процесса невозможно появление единичного, традиционно воспринимаемого зрителем единственного объекта-произведения. Единичное не возникает само из себя, а складывается из отдельного в множественное, не из объектов, а в процессе… Объект — всегда процесс! Мир не набор отдельных статичных элементов-объектов, а череда этапов как необходимый процесс трансформирующийся волей художника-творца, Творца — Бога. В проекте осуществляется слияние понятий времени, пространства и объекта в цельное неделимое понятие Постранство-Время-Объект. Мир открывается не как набор видимостей, а как система связанности. То что мы видим, смотрит на нас, а то, во что мы вовлечены, происходит, производя нас, и мы, производясь, производимся как Вселенная, частью которой является этот проект, частью которой является автор, частью которой является зритель. Возникает тотальное ощущение-понимание одновременности, однопространственности и однообъектности, слитых в один Универсальный процесс. Эстетика производственного, построенная не только на отношениях формы, материала и цвета, но и на отношениях порождаемости из одного, другого и наоборот: трансформация формы в объект и в процесс, а из процесса в объект и в форму.
Серия «По-домашнему»
Чудесные метаморфозы, нонсенс и диссонанс… все превращается и перевоплощается…
Серия «Бесконтурный рисунок»
Графика из серии «Бесконтурного рисунка», состоящей из двухмерных объектов, повторяющих трехмерные произведения. Рисунки выполнены в результате многократно повторяющихся физических движений графитного материала по поверхности чистого листа, движением руки автора только по часовой стрелке. Возникли постфактум по отношению к их трехмерным прототипам и в них можно угадывать созданные авторские объекты, присутствующие в художественной реальности и непосредственной действительности…
2017 «Эволюция +». Музей современного изобазительного искусства. Минск, Беларусь

2017 «5=3». (vol.2) Галерея «Артпорт». Минск, Беларусь

2016 «5=3». (vol.1) Галерея «Артпорт». Минск, Беларусь

2016 «Untitled». Галерея «Лабиринт». Национальная библиотека Беларуси. Минск, Беларусь

2015 «Untitled». Посольство Литовской Республики в Республике Беларусь

2014 «Человек в городе. История одной истории». Национальный историко-культурный музей-заповедник. Художественная галерея. Полоцк, Беларусь

2007 «60&30 гобелен + скульптура». Национальный художественный музей Республики Беларусь. Минск, Беларусь Кураторские проекты:

2015 «12 стратегий современного белорусского искусства». Национальный центр современного искусства. Минск, Беларусь

2015 «Эротико-бытовой проект». Галерея Белорусского союза дизайнеров. Минск, Беларусь Групповые выставки (избранное):

2017 VII Пекинская Международная Арт Биеннале. «Шелковый путь и Мировые цивилизации». Национальный художественный музей КНР. Пекин, Китай

2017 «Все виды сюрпризов — Обзор коллекции Кармен Вюрт». Вюрт Музей. Кунцельзау, Германия

2017 «Возвращение Образа» к 130-летию со Дня Рождения Марка Шагала. Выставка современного искусства. Республиканская художественная галерея Белорусского Союза художников. Минск, Беларусь

2017 «Belart.by». Культурный центр Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации. Москва, Россия

2016 «Осенний салон с Белгазпромбанком». Республиканская художественная галерея Белорусского Союза художников. Минск, Беларусь

2016 II Минский международный Лэнд-арт фестиваль «Арт-острова». Национальный центр современных искусств. Парк Победы. Минск, Беларусь

2015 XLVIII Art en Capital «Salon du Dessin et de la Peinture à l`eau». Большой Дворец. Париж, Франция

2015 VI Пекинская Международная Арт Биеннале. «Memory & Dream». Национальный художественный музей КНР. Пекин, Китай

2015 «12 Стратегий современного белорусского искусства». Центр современных искусств. Минск, Беларусь

2014 XV Китайский Чанчуньский («Жандонг-групп») Международный симпозиум скульптуры. Чанчунь, Китай

2014 «От квадрата к объекту». Белорусский авангард. Выставка современного искусства. Национальный выставочный павильон Республики Беларусь. Минск, Беларусь

2012 «Белорусский абстракционизм XX—XXI вв.еков». Национальный художественный музей Республики Беларусь. Минск, Беларусь

2011 I Китайский Международный конкурс скульптуры для общественных пространств. XXIII Международная Неделя Науки и Мира. Пекин, Китай

2011 XII Китайский Чанчуньский (Североазиатская зона высоких технологий) Международный симпозиум скульптуры. Чанчунь, Китай 2011 Международный фестиваль скульптуры из камня. Хуалянь, Тайвань

2010 II Белорусская республиканская биеннале живописи, графики и скульптуры. Республиканская художественная галерея Белорусского Союза художников. Минск, Беларусь

2010 «Земля под белыми крыльями». Национальный художественный музей Республики Беларусь. Минск, Беларусь

2009 X Китайский Чанчуньский (Шуаньян) Международный симпозиум скульптуры. Чанчунь, Китай

2008 Олимпийское искусство 2008. Национальный выставочный центр КНР. Пекин, Китай

2008 III Пекинская Международная Арт Биеннале. «Colors & Olympism». Национальный художественный музей КНР. Пекин, Китай

2006 Городской пленэр по парковой скульптуре. Минск, Беларусь

2006 XV Международный фестиваль искусств «Славянский базар». Арт проект «Артефакт season». Художественный музей. Витебск, Беларусь

2006 XI Международный конкурс снежной скульптуры. Капитан белорусской команды. Харбин, Китай 2006 XX Международный конкурс ледовой скульптуры. Капитан белорусской команды. Харбин, Китай

2005 I Минский международный конкурс молодых архитекторов «Леонардо

2005». Победитель в номинации скульптура. Руководитель проекта. Республиканская художественная галерея Белорусского Союза художников. Минск, Беларусь

2005 XIV Международный фестиваль искусств «Славянский базар». Арт проект «Пантеоника». Художественный музей. Витебск, Беларусь

2005 I Китайский международный фестиваль скульптуры и симпозиум. Куньмин, Китай

2005 «Next Generation в белорусской скульптуре». Музей современного искусства. Минск, Беларусь

2005 V Международный фестиваль снежных и ледовых скульптур «Снежная фантазия». Капитан минской команды. Приз жюри. Мурманск, Россия

2004 «Путешествие». Республиканская выставка-конкурс молодых художников. Специальный приз в номинации «Скульптура». Республиканская художественная галерея Белорусского Союза художников. Минск, Беларусь

2004 Конкурс городской скульптуры для «ПриорБанк». Третье место. Минск, Беларусь

2003 Китайския международная выставка городской скульптуры и симпозиум. Фучжоу, Китай

2003 Московский международный художественный салон «Новое поколение». ЦДХ
Москва, Россия

2002 «Время не стоит и не ждет». Республиканская выставка-конкурс молодых художников. Первое место в номинации «Скульптура». Республиканская художественная галерея Белорусского Союза художников. Минск, Беларусь Скульптура в городской среде:

2014 Скульптура «Сотворение» территория «Жандонг-групп». Международный симпозиум скульптуры. Чанчунь, Китай

2014 Художественно-скульптурный проект оформления станции метро «Малиновка». Минск, Беларусь

2012 Скульптурный проект оформления станции метро «Грушевка». Минск, Беларусь

2011 Скульптура «Контрбаланс» в Североазиатской зоне высоких технологий. Международный симпозиум скульптуры. Чанчунь, Китай

2010 Скульптурный проект «Фонтан Победы» Парк Победы. Минск, Беларусь

2010 Соавтор мемориального знака жертвам Холокоста. Глусск, Могилевская область, Беларусь

2009 Скульптура «Птицы» в Экологическом парке скульптуры Шисихе. Шуаньян, Чанчунь, Китай

2008 Соавтор мемориальных знаков жертвам Холокоста. Минск, Беларусь

2008 Соавтормемориального знак жертвам Холокоста. Бобруйск, Могилевская область, Беларусь

2007 Соавтор мемориального комплекса «Красный Берег». Красный берег, Гомельская область, Беларусь. Государственная премия Республики Беларусь 2010 года.

2006 Скульптурный проект «Папараць-Кветка». Парк 900-летия Минска. Минск, Беларусь

2005 Скульптурный проект «Тай Цзы». Да Гуан парк. Куньмин, Китай

2003 Скульптурный проект «Elephantus». Парк международной скульптуры. Фучжоу, Китай
Максим Петруль мыслит монументальными объемными формами. Эта особенность его творческого видения воплощается не только в скульптурных работах, предназначенных для больших городских пространств или природных ландшафтов, но и в станковых произведениях. Язык художника лаконичен, пластические формы замкнуты на самих себя. Их кажущаяся простота обманчива, она скрывает многослойные значения и знаки, «следы» многодневных раздумий и медитативных скольжений автора в пространство мира. Произведения Петруля имеют сложные смысловые структуры, они — концентрированные формулы интенсивной работы чувства и интеллекта на пути к пониманию сущностей и закономерностей не иссякающего круговорота времени и пространства, к пониманию себя и своего предназначения в этом круговороте.

«Идти по жизни, не оставляя следов», — поведенческая концепция художника. Суетное мельтешение повседневной жизни, в которое изначально включен человек, преодолевается в процессе творчества. Счастье творческого прорыва в другую реальность, подключение к ее энергии, непостоянно и труднодостижимо. Но оно затмевает житейские радости. В своих скульптурах Петруль пытается запечатлеть коды Вселенной, смысл которых приходит и уходит, если не успеть их вовремя опознать. И это единственные «следы», которые, по его мнению, должен оставлять художник.

Особенно естественно и гармонично скульптурные композиции Петруля живут в природной среде. Их пребывание в невозмутимо спокойном пространстве Неба и Земли дают возможность человеку через созерцание предметной формы приблизиться к внутреннему созерцанию, чтобы попытаться обрести Истину путем освобождения от всего ложного в самом себе.

Принцип «внутреннего созерцания», по сути, положен художником в основу его творческого метода. Внутренняя работа над каждым произведением длится долго, пластическая форма вызревает постепенно, обретая свою плоть в материале. Очевидно то огромное значение, которое скульптор придает ему. Гранит или мрамор, дерево, бронза, силумин, медь, сталь — выбор материала продиктован пластической идеей, в которой заключена частица мира, некая его закономерность, раскрытая, проявленная творческой волей художника. Чувство материала, его фактуры и выразительных возможностей позволяют Петрулю достигать гармонии и завершенности формы, усиливают образную и философскую содержательность его произведений.

«Скульптура, решаясь в контексте собственного времени автора, должна угадывать будущее или же вспоминать прошлое. Мое прошлое для кого-то, возможно, станет будущим, и в тот самый момент мы встретимся…»

Ольга Коваленко, кандидат искусствоведения.
Click to order