A•Nich

A. Nich (Антон Ничипорук) — профессиональный скульптор. Работает в бронзе. За свою творческую деятельность дважды становился победителем Республиканских художественных конкурсов (2009, 2019). Стал лауреатом президентского фонда по поддержке талантливой молодёжи.
Антон Ничипорук><meta itemprop=
1989 — родился в г. Минск.

2009 — окончил Минское художественное училище имени Глебова (специальность скульптура). Педагоги С. Г. Горбунова, А. А. Сурков, Назаренко П. Н.

2009 — стал участником проекта «Concept / Art / Confession group» Олега Шобина.

2015 — окончил Белорусскую государственную академию искусств (курс Слободчикова В.И.).

2016 — окончил магистратуру Белорусской государственной академии искусств.

2018...настоящее время — в профессиональной деятельности использует творческий псевдоним A•Nich.

С 2018 года сотрудничает с галереей АртПорт.

Награды и достижения:
2009 — победитель «Республиканского художественного конкурса» в номинации «Скульптура».

2015 — за победу в международном конкурсе «Art-sessio» в Витебске стал лауреатом президентского фонда по поддержке талантливой молодёжи.

2017 — в г. Бресте по проекту автора был установлен памятный знак Брестской библии.

2019 — получил первое место в номинации «скульптура» в Республиканском конкурсе «Триеннале молодых художников».
Серия «Viatores», 2021
Серия «Viatores» («Странники») — это начало моего погружения в мир мифологии — мир аллегорий и метафор, где смешиваются фантазия и реальность. Передаваясь из уст в уста сказание теряет второстепенные детали, а значимые смыслы кристаллизуются и усиливаются. Повествование в мифе зачастую строится вокруг героя, который отправляется в путешествие. Преодолевая испытания на своем пути, личность героя должна будет трансформироваться и преобразиться. Именно к героям легенд и сказаний было обращено моё внимание как скульптора. Также, как мифологическое повествование существует вне конкретного времени и места, я попытался лишить скульптурную форму четких очертаний, придать бронзе текучесть, сохраняя узнаваемость образа. Внешний облик моих персонажей неразрывно связан с их сутью.
New, 2020 — 2021
Серия «Animalium», 2020
Сознание человека свободно оперирует тысячами характеристик и способно идентифицировать образ даже по ограниченному количеству данных. За миллиарды лет существования жизни возникло огромное многообразие биологических форм. Одни виды исчезают, другие появляются. Одно остаётся неизменным — постоянный процесс эволюции. В серии работ «Animalium» произошёл отказ от мелких деталей в пользу абстрактных форм и силуэтов. Непрерывная игра линий создаёт лишь намёк на знакомые образы. Схематичные фигуры мыслятся как объекты, находящиеся на границе между реальностью и воображением. Трансформация формы становится главным объектом исследования. Цель каждой скульптуры — создание объёма, существующего как абстрактная геометрия и конкретный образ-символ одновременно. Максимально упрощенная форма создаёт множество интерпретаций. Недосказанность порождает работу интуиции и фантазии. Зритель становится соавтором.
Серия «Genesis», 2018
«Все течет, всё меняется». Так же как и в жизни нет ничего постоянного, в моих работах форма подвижна словно жидкость. Известно, что один из лучших способов изучить предмет — это разрушить его. В этой серии работ исследуется взаимосвязь внешней формы и содержания во времени. Средствами скульптурной пластики я ищу ответы на вопросы, как устроено человеческое сознание. Мои скульптуры — это своеобразные самородки. Я использую гладкую шлифованную бронзу, чтобы подчеркнуть изменчивость, непостоянство формы во времени и пространстве. Твёрдые тела лишаются их обычных свойств, соединяется несоединимое. Таким образом я стремлюсь заглянуть в суть объекта.
Серия «Space Child», 2018
Серия "Space child" родилась как серия быстрых небольших зарисовок-размышлений о месте человека в огромном космосе. Человек ипытывает потребность познать самого себя, описать и назвать все, что с ним происходит. Часто нам сложно подобрать слова для описания состояния души. Мы стремимся провести параллели между тем, что чувствуем и тем, что наблюдаем в окружающем мире, и именно метафора как нельзя лучше помогает выразить мысль, сделать её наглядной и понятной.
Каждая скульптура в серии - это попытка провести параллель между внутренним миром человека и материальным миром, между физическим и духовным. Это попытка перенести свойства неживых объектов на человека, чтобы проиллюстрировать скрытое от посторонних глаз. Это проба предать физическому, осязаемому телу эфемерное, существующее лишь в нашем сознании.
2023
«Арт-Минск», Минск.


2022
«SculptFest», фестиваль скульптуры, Минск, Беларусь.

Участие в ярмарке RA&AF 22, стенд галереи АртПорт, Москва.


2021
«WildSculpt», выставка анималистической скульптуры, Минск, Беларусь.

«SculptFest», фестиваль скульптуры, Минск, Беларусь.

«Арт-Минск», Минск, Беларусь.


2020
«Осенний салон с Белгазпромбанком», Минск, Беларусь.

«Арт-Минск», Минск, Беларусь.


2019
«Арт-Минск», Минск.

«Триеннале молодых художников», Минск.

«Осенний салон с Белгазпромбанком», Минск.


2016
«Осенний салон с Белгазпромбанком», Минск.

«Реконструкция N1» (в составе «Concept / Art / Confession group»), галерея АртПорт, Минск.


2015
«Выставка, посвящённая 70-летию основания Белорусской государственной академии искусств», Минск.


2014
«Art-sessio», Витебск.


2013
«Deja vu Kino. The Gaint movie affiches» (в составе «Concept / Art / Confession group»), Венецианский кинофестиваль, о. Сан Серволо, Италия.

«Deja vu Kino. The Gaint movie affiches» (в составе «Concept / Art / Confession group»), Римский кинофестиваль, Рим.


2012
«Реконструкция N1» (в составе «Concept / Art / Confession group»), Музей дизайна России, Москва.

Антон Ничипорук принадлежит к младшему поколению белорусских скульпторов. В 2015 году он закончил Белорусскую Государственную Академию искусств, участвовать в выставках начал в 2016 году, когда вошел в состав творческой группы Concept/Art/Confession под руководством Олега Шобина. В выставочных проектах «Реконструкция» и «Реконструкция № I», которые были показаны C/A/C group в Москве, в нескольких городах Китая и в Минске, Ничипорук выполнил ряд скульптур-объектов. Это была первая большая работа художника, в которой проявилась его творческая одаренность и оригинальность мышления.

Серия «Space Child — Космическое дитя» (2018) была создана художником после выхода из состава C/A/C group и начала самостоятельной деятельности. Он обратился к скульптуре малых форм. Этот вид скульптурного творчества традиционно применяется для организации интерьерных пространств. В отличие от произведений декоративно-прикладного искусства скульптура не только украшает среду жизнедеятельности человека, эмоционально обогащает ее, но и наполняет глубоким образным, идейным содержанием. Эта работа, по словам Антона, положила начало интенсивному формированию его как творческой личности.

Скульптурные композиции серии посвящены теме Человека в Космосе жизни, его рождению, формированию, его чувствам, желаниям, страданиям и радостям. «Человек — это закрытая книга», — говорит художник. Как проникнуть в его внутренний мир, как запечатлеть тот момент, когда он раскрывается навстречу жизни и своей судьбе? В композиции «Insight — Озарение» Антон, используя образные средства скульптуры, в прямом смысле раскрывает эту «Книгу» — рассекает торс фигуры. Золотистое свечение, которое исходит из ее глубины, усиливает эмоциональное звучание образа, наделяет его символическим смыслом.

Подобные приемы использованы и в других работах — «Хранитель», «Apollo», «Metamorphosis». Композиция «Слияние» — пластическая метафора, в которой воплотились размышления художника о человеческой природе. Человек — существо, сотканное из противоречий, в нем странно переплетаются желание счастья, надежда и отчаяние, добро и зло. Постановка фигуры в пространстве, передача ее движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, обнажающая рельефность и экспрессию формы, убедительно найдены автором, раскрывают его эмоциональные переживания и мысли. Скульптура «Apollo — Апполон», несмотря на миниатюрные размеры, вызывает ассоциации с памятниками искусства далекой и совершенной классики — мощными торсами героев античности и эпохи Возрождения. В этой работе воплощены меланхолическое ощущение утекающей формы, исчезающей красоты и одновременно желание защитить, возродить эту красоту. По сути, все творчество художника отмечено поисками гармонии и красоты, ориентирами для которых служат ему великие традиции прошлого, но безусловно, понятые и интерпретированные художником с позиций нашего времени.

Поиски своего индивидуального пластического языка, собственного стиля, себя в искусстве продолжились и в других работах. Серия «Genesis» (2018) — определяющий эволюционный этап в жизни и в творчестве скульптора. «Это рассказ о себе», — говорит он. В первую очередь здесь важно эмоциональное состояние автора и его способность посредством формы, цвета, света и тени передать это состояние зрителю. Выдвинутая еще экспрессионистами в начале ХХ века творческая концепция «воплощать эмоции художника, а не предметный внешний мир», стремление выразить жизнь души интерпретирована Антоном убедительно и современно. Эротизм и своеобразный мистицизм его скульптурных композиций «Adamas», «Distortion — Искажение», «Nodus — Узел», «Relict» вырастают из традиции экспрессионизма: экстатические повороты торсов, заломленные руки и ноги, переплетения мужского и женского тел — мир, распадающийся на странные фрагменты, возбуждающие фантазию и чувства зрителей. В этих работах проявляется программная задача автора: противопоставить зацикленности современного общества на материальной стороне жизни некую духовную и эмоциональную энергию, которая способна трансформировать человека.

В работах из серии «Animalium» (2018) главной задачей стали эксперименты с формой, поиски пределов максимального ее обобщения, которое открывает путь к множественности интерпретаций художественного образа. Это не анимализм в классическом значении с его натуралистическим вниманием к деталям. Художник уходит в мир архаики, в мир животных. Он словно бы смотрит на окружающую реальность глазами этих мифических драконов, доисторических мамонтов, носорогов. Такой аспект творческого взгляда дает ему новые художественные впечатления и формы. По словам Антона: «Цель каждой скульптуры — создание объёма, существующего одновременно и как абстрактная геометрия, и как конкретный образ-символ».

Серия «Viatores — Странники» (2020 — 21) новая работа скульптора, которую он намерен продолжить в будущем. По своему содержанию и стилистике она близка популярному сегодня в изобразительном искусстве, литературе и кинематографе направлению «фэнтези». Автор погружается в мир, где перемешаны фантазия и реальность, творит собственную мифологию. Его персонажи — странники, путешествующие во времени и пространстве, гордые победители. Но это не просто плоды фантазии, некие мечты художника о благородном супергерое. Это пластические аллегории, имеющие более глубокий и неоднозначный, предупреждающий смысл. В композиции «Сага о драконе» мы видим странные трансформации фигуры — руки героя, убившего дракона, сами превращаются в крылья дракона, угрожающе взмывают вверх. Вечная тема борьбы добра и зла, преодоление зла и ранее интересовала Антона, но теперь мысль о дуализме мира и человеческой натуры, в которых божественное и дьявольское перемешаны, получила более совершенную пластическую формулировку. Только преодолевая испытания на своем пути, герой сможет преобразиться и обрести духовную силу — «Небесный страж», «Ловчий», «Энигма».

Антон предпочитает бронзу в качестве материала для своих скульптур. Бронза элегантна и пластична, сама красота материала несет в себе определенное духовное содержание, а различные приемы тонирования и полировки позволяют достичь сложной полихромии и утонченной эстетичности, что чрезвычайно важно для скульптурной пластики. Еще одна характерная особенность творческого мышления художника — сдержанность и лаконичность в детализации произведений, чистота формы. Он справедливо считает, что чрезмерное многословие и повествовательность деталей — враги выразительности и целостности скульптурных образов.

Ольга Коваленко,
кандидат искусствоведения
Click to order