Полночь

Андрей Белов
Холст, масло, 140 × 190 см

Картины из цикла «Real Time» (2012—2018): «Нулевое время», «Рассвет», «Полдень», «Закат», «Ночь», — пожалуй, самые гармоничные среди работ Андрея Белова. В них больше света, больше надежды. В отличие от монохромности более ранних произведений, построенных чаще всего на драматичных контрастах света и тени, Белов погружается здесь в пространственное марево света, воздуха, цвета.

Подобно импрессионистам, но преследуя совершенно иные цели и используя иную живописную манеру, он пишет один и тот же мотив и, варьируя колористическое решение, наполняет его разными чувствами, состояниями, образами. Это не конкретный пейзажный мотив, это некое метафизическое пространство, которое ассоциируется с пространством души человека. Мы ощущаем здесь чистоту зарождающейся новой жизни — нового дня, нового времени, здесь проливается шелестящий освежающий дождь и сквозь толщу облаков пробиваются солнечные лучи, здесь иррационально холодный, напоминающий лунный, свет слегка леденит сердце и возвышает душу.

Проект «Real Time» продолжает развивать магистральную идейную линию творчества Андрея Белова — противостояние стандартизации личности человека. Проблема раскрывается в неожиданном ракурсе — художник посвятил свою работу теме «индивидуального почерка» в самом широком понимании этого феномена: «индивидуальный почерк» разных культурных и языковых систем в пространстве современного мира, индивидуальный почерк Художника, почерк обычного человека в его повседневной реальности. Эта тема представляется Белову важной и актуальной — риску исчезновения подвергнуты сегодня языки многих народов, втянутых в процесс всемирной глобализации. Цифровые технологии вытесняют на маргиналии современной культуры классические рукотворные виды искусства, мы практически перестаем использовать ручное письмо, которое является одним из главных элементов индивидуальной неповторимости человека.

Ольга Коваленко,
кандидат искусствоведения