Александр Шаппо

Работы
БИО
Выставки
Рецензия критика
Профессиональный скульптор. Работает в дереве, камне, бронзе и других металлах. Занимается рисунком и графикой. Живет и работает в Минске. Член Белорусского союза дизайнеров с 2004 г. Член Белорусского союза художников с 2005 г.

1971 г. — родился в Витебске, Беларусь.
1982−1986 гг. — Детская художественная школа, Новополоцк, Беларусь.
1986−1989 гг. — Республиканская школа музыки и искусств им. Ахремчика, Минск, Беларусь.
1992−1999 гг. — Белорусская Государственная Академия Искусств, Минск, Беларусь. Член ОО «Белорусский союз художников».

Регулярно выставляется в Беларуси и за рубежом. Лауреат престижных международных конкурсов графики и скульптуры. Работы находятся в Национальном Художественном Музее Республики Беларусь, Музее Современного Изобразительного Искусства города Минска, Витебском художественном музее, Художественной галерее города Полоцка, в частных коллекциях Франции, Германии, Нидерландов, Литвы, Латвии, Эстонии, России и др.

Установленные работы: памятник зодчему Иоанну в Полоцке, парковая скульптура «Уличный музыкант» в Новополоцке, памятник павшим в Великой Отечественной войне мемориала «Память», Минск, памятник жертвам фашизма мемориала «Куб мужества и скорби», Бобруйск. Живет и работает в Минске.
Персональные выставки
1994 «ШАПА-1», Новополоцк; 1995 «ШАПА-1», Городская ратуша, Витебск;

1996 Перфоманс «AXIS», галерея «6-я линия», Минск; 1998 «Ш-3», галерея «6-я линия», Минск;

1999 Персональная выставка скульптуры, посвященная защите диплома. Музей современной скульптуры А. Бембеля, Минск;

2000 «В. Шаппо & Сыновья», Дворец искусств, Минск;

2000 «Коктейль», галерея «Золото», Минск;

2001-2002 «Рождественский пунш», Музей современной скульптуры А. Бембеля, Минск;

2006 «Ecce Femina» выставка графики, Музей современного изобразительного искусства, Минск;

2012 «Boogie bronze», Мазда-центр, Минск;

2012 «Плыви по Полоте», дворец Румянцевых и Паскевичей, Гомель;

2014 «Коктейль Шаппо», арт-галерея «К35», Москва;

2015 «Начало», Художественный музей, Витебск;

2016 «23 новеллы с прологом и эпилогом», «Галерея ДК», Минск;

2016 «Сюита № 45», Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск;

Выставки
1988 "Пони-Баш", Республиканская школа музыки и искусств им. Ахремчика, Минск;

1989 Республиканская молодежная выставка, Дворец искусств, Минск;

1992 Выставка белорусских художников, посвященная всемирному джинсовому фестивалю, театр Бориса Понизовского. Пушкинская 10, Санкт-Петербург;

1996 Республиканская выставка «Чернобыль - 10 лет», Дворец искусств, Минск;

1998 Республиканская молодежная выставка, Дворец искусств, Минск;

1998 Республиканская выставка рисунка, Дворец искусств, Минск;

1999 Республиканская молодежная выставка «Время. Пространство. Личность», Дворец искусств, Минск;

2000 Республиканская молодежная выставка «Новые имена», Дворец искусств, Минск;

2000 Республиканская выставка «Беларусь третьему тысячелетию», Дворец искусств, Минск;

2000 Выставка белорусской скульптуры «Минск-Рига», Рига, Латвия;

2002 Выставка белорусской скульптуры «Русская галерея», Вильнюс, Литва;

2002 «Минск-Рига-Минск», Музей современной скульптуры им. А. Бембеля, Минск;

2002 «Большой весенний салон скульптуры», Музей современной скульптуры им. Бембеля, Минск;

2003 «50-летие Художественного факультета», Дворец искусств, Минск;

2004 «Кошка и собака», художественная галерея Дворца Республики, Минск;

2004 «Экология», ЦДХ, Москва;

2004 Республиканская выставка, посвященная 60-летию Победы, Дворец искусств, Минск;

2004 Республиканская молодежная выставка «Путешествие», Дворец искусств, Минск;

2004 Выставка, посвященная 80-летию Витебской школы, Художественная галерея Л. Щемелева, Минск;

2004 Республиканская выставка «От съезда к съезду», Дворец искусств, Минск;

2005 Выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Сальвадора Дали, художественная галерея Дворца Республики, Минск;

2005 Республиканская выставка Белорусской скульптуры, Дворец искусств, Минск;

2005 Республиканская выставка «Осень-2005», Дворец искусств, Минск;

2006 Участник 15-го международного фестиваля «Славянский базар» с выставкой «Artifact season», Городская ратуша, Витебск;

2006 Республиканская молодежная выставка «Как я провел лето», Дворец искусств, Минск;

2006 Республиканская выставка «Белорусская графика», Дворец искусств, Минск;

2007 Республиканская выставка «Художественные коласовины», Дворец искусств, Минск;

2007 Выставка, посвященная 60-летию Минского художественного училища имени А. К. Глебова, Музей современного изобразительного искусства, Минск;

2008 Призер 7-й Международной триеннале печатной графики Кочи, Япония;

2008 Республиканская выставка «Портрет в живописи, графике и скульптуре», Дворец искусств, Минск;

2008 Республиканская выставка «Рисунок и скульптура», Дворец искусств, Минск;

2008 I Белорусская биеннале живописи, графики и скульптуры, Дворец искусств, Минск.

2008 "ART B-ROSSO 2008", B-ROSSO gallery, Никосия, Кипр;

2008 "NEW WORKS NEW GALLERY NEW ARTIST", Gallery Viktor Grray, Дюссельдорф, Германия;

2008 DIE SCHONEN RUSSEN KOMMEN - Accrochage - Galerie Viktor Grray, Дюссельдорф, Германия;

2009 Республиканская выставка «НЮ», Дворец искусств, Минск;

2009 Республиканская выставка, посвященная 65-летию освобождения Беларуси «Память сердца», Дворец искусств, Минск;

2009 Республиканская выставка «Миллениум», Дворец искусств, Минск;

2009 Выставка графики «Дмитрий Молотков. Маэстро эстампа», Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск; 2009 "Memory Fragments". One-year anniversary of the Victoria Kovalenchikova Gallery. Амстердам, Нидерланды;

2010 Республиканская выставка «Эстамп», Дворец искусств, Минск;

2010 Выставка белорусского искусства «Земля под белыми крыльями», Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск;

2010 The Affordable Art Fair Amsterdam. Westergasfabriek. Амстердам, Нидерланды;

2010 Open Art Fair. Jaarbeurs Utrecht Exhibition Centre. Утрехт, Нидерланды;

2010 Art Nocturne. 35 International Kunst - en Antiekbeurs. CC Scharpoord. Кнокке, Бельгия;

2010 Russian, Eastern & Oriental Fine Art Fair. Park Lane Hotel. Лондон, Англия;

2010 Art & Antiques Fair. Брабант, Хертогенбош, Нидерланды;

2010 "Primavera'10". AHOY. Роттердам, Нидерланды;

2010 "Reflected Reality". Victoria Kovalenchikova Gallery. Амстердам, Нидерланды;

2011 Республиканская выставка «Рисунок и скульптура», Дворец искусств, Минск;

2011 Групповая выставка скульптуры «Обогащая друг друга», Музей современного изобразительного искусства, Минск;

2011 Выставка графики «…И прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен», Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск;

2011 Выставка скульптуры «ТРОГАТелЬная выставка», Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск;

2011 "Tales of Breukelen". BWAC. Red Hook New York. Нью-Йорк, США;

2012 «С любовью к Латинской Америке», Минск, Беларусь;

2012 «I Минская триеннале современного искусства», выставочный центр «Белэкспо» Минск, Беларусь;

2012 III Белорусская биеннале живописи, графики и скульптуры, Дворец искусств, Минск;

2013 Арт-проект «Дверь», Центр современных искусств, Минск;

2013 New York City Affordable Art Fair, Нью-Йорк, США;

2014 Выставка современного белорусского искусства "Avant-gARTe", Музей современного искусства, Минск;

2014 Выставка современной белорусской скульптуры «Скульптура: XXI», Дворец искусств, Минск;

2014 Выставка живописи, графики, скульптуры «К 150-летию восстания Кастуся Калиновского», Дворец искусств, Минск;

2014 IV Белорусская биеннале живописи, графики и скульптуры, Дворец искусств, Минск;

2015 Выставка живописи «Лабиринт», Дворец искусств, Минск;

2015 Выставка скульптуры «Проект», Дворец искусств, Минск;

2015 «12 стратегий», Центр современных искусств, Минск;

2015 Выставка городской скульптуры в рамках ХI Национального фестиваля архитектуры «Минск-2015», Городская ратуша, Минск;

2015 Выставка современного портрета «Не 1/8», Мемориальный музей-мастерская З.И. Азгура, Минск;

2015 II Международная выставка графики «В поисках утраченного рая», Культурный центр Nuevo Inicio, Гранада, Испания;

2015 «Эротико-бытовой проект», галерея Белорусского союза дизайнеров, Минск;

2016 Выставка «Год скульптуры» секции «Скульптура» Белорусского союза художников, Художественная галерея Михаила Савицкого, Минск;

2016 «Постулат 2016», Дворец искусств, Минск;

2016 XIX Московский международный художественный салон «ЦДХ-2016. Образ времени»;

2016 Всебелорусский арт-фестиваль художественных объектов «Потому что...», Дворец искусств, Минск;

2016 «Современная Беларусь глазами художников», Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск;

2017 «Человек и человек», Национальный центр современных искусств, Минск;

2017 Республиканская выставка современного искусства «Возвращение образа. К 130-летию Марка Шагала», Дворец искусств, Минск;

Пленэры
1996 «Разговор с камнями», Минск («Голова лошади»);

1997 1-й Международный пленэр им. А. Аникейчика, Минск («Похищение Европы»); Международный пленэр молодых скульпторов «Дудудки», Беларусь-

1997, Москва-1998 («Мать и Дитя»);

1998 Пленэр в граните, Солигорск, Беларусь («Слон и Попугай»);

1999 2-й Международный пленэр художников из восточной Европы, Вильнюс, Литва («Вино-кровь моя, хлеб-плоть моя»);

2002 Симпозиум в металле, Рига-Звартава, Латвия («Вставший на дыбы»);

2002 Симпозиум в известняке, посвященный Дню Независимости Украины, Южноукраинск, Украина («Ракушка Каури»);

2003 Организатор симпозиума в граните, посвященного 45-летию г. Новополоцка, Беларусь («Вспоминая античность»);

2005 7-й Международный фестиваль скульптуры изо льда, Елгава, Латвия («Памяти Экзюпери» - 2-е место в коллективной работе);

2006 8-й Международный фестиваль скульптуры изо льда, Елгава, Латвия («Эволюция» - третье место в коллективной работе, «Одно сердце на двоих» - второе место в индивидуальной работе);

Реализация
1996 Мемориальная доска академику живописи Ивану Хруцкому, Полоцк, Беларусь;

2003 Мемориальная доска архитектору Воинову А.В., Архитектурный факультет БНТУ, Минск, Беларусь;

2006 Мемориальная доска почетному строителю России Ануркину В.А., поселок Междуречье, Беларусь;

2008 Парковая скульптура «Уличный музыкант», Новополоцк, Беларусь;

2008 Парковая скульптура «Трубач и такса», поселок Довиль, Подмосковье, Россия;

2008 Парковая скульптура «Гармонист и кот», поселок Довиль, Подмосковье, Россия;

2009 Победитель республиканского конкурса на создание памятника зодчему Иоанну, Полоцк, Беларусь;

2012 Установка памятника зодчему Иоанну в честь 1150-летия г. Полоцка, Полоцк;

2013 Мемориал братской могилы «Память», Минск, Беларусь;

2014 Мемориал «Куб мужества и скорби», Бобруйск, Беларусь;

2015 Рельеф «Спадчына», деловой и культурный комплекс Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации, Москва;
Александр: меня волнует и увлекает ощущение исторической связи времен. Я хорошо знаю свою родословную, знаю, кем был и где жил не только мой прадед, но и прапрадед. И поэтому, когда я сижу под вековым дубом, и мне на колени падают желуди, я вдруг понимаю как-то внутренне, что сто лет назад они вот так же падали на колени моему прапрадеду, и небо было такое же. Это захватывающее чувство. И вообще моя сила в моих корнях, в моей семье, которая, как источник, подпитывает меня творческой энергией. У нас ведь все художники, — и отец, и мои братья, и моя жена, и наша сестра — она поэт и переводчик. Такой вот клан, жизненная сила которого только умножается с течением времени.

Ксения: эту жизненную силу и творческую энергию я ощутила сразу же, когда вошла в семью. Это здорово и это счастье — такая душевная и духовная общность. Мы — соратники по жизни, по работе. Я всегда ощущаю поддержку, и не только мужа, но всего «клана».

При единстве интересов, взаимопонимании в жизни и в искусстве, Александр и Ксения не похожи в творчестве. Задачи, которые они ставят перед собой, различны. Сдержанная и самоуглубленная Ксения нацелена в своих скульптурных композициях на осмысление традиционных для искусства тем — гармонии и красоты бытия, человека, его чувств и переживаний. Она тяготеет к образам-символам, очищенным от обыденности будничной жизни. Для ее камерных скульптур («Плодородие», 2012; «Венеция», 2014; «Святой Георгий», 2015) характерны метафоричность изобразительного языка, выразительность пластических объемов и их соотношений, изящество силуэтов. Из всех материалов скульптуры она выбирает бронзу, которая позволяет ей достичь необходимой детализации и светотеневой моделировки форм. Скульптурные композиции Ксении всегда динамичны. Даже полный покой вос¬принимается в ее работах как внутреннее движение, как состояние, длящееся, протяженное не столько в пространстве, сколько во времени.

Скульптуры Александра прочно связаны с окружающими художника реалиями жизни, продиктованы яркими впечатлениями и чувствами, родившимися в процессе взаимодействия с миром. «Я ничего не придумываю, не сочиняю — я все беру из жизни, — говорит художник; - но это не только моя жизнь, то есть протекающая здесь и сейчас. Это и жизнь моих предков, близких и очень далеких». Но Александр не бытописатель и не историк, хотя элементы лирического повествования и глубокий интерес к прошлому характерны для его творчества. У него зоркий, все замечающий взгляд, он с юмором смотрит на своих героев. Люди, — мужчины и женщины, собаки, коты, всякая другая живность и даже различные обыденные предметы, попадающие в круг его зрения, наделяются особой пластической характерностью и чуть ироничной выразительностью, в их позах точно уловлен момент движения, динамика его развития. Художник стремится раскрыть в том или ином повседневном жизненном событии или сюжете их всеобщее, бытийное звучание, а в каждом конкретном человеческом образе умеет выявить обобщенный характер-тип.

Искусство Александра развивается в пространстве модернистской традиции. Наследие Вильгельма Лембрука и Эгона Шиле (уместно вспомнить также и творчество Альберто Джакометти) для него вовсе не забытые страницы истории искусства. Уроки великих мастеров для него актуальны, усвоены артистично и эмоционально. Александр любит работать с бронзой, позволяющей ему достигать свободной, почти импрессионистической моделировки форм. Вибрирующая, экспрессивная пластика, игра света и тени на поверхности бронзы придают произведениям художника внутреннюю динамику и энергию жизни. Намеренная деформация пластической формы, выразительная, доведенная почти до гротеска острота силуэтов — отличительные особенности его индивидуального стиля. («Казанова», 2011; «Ангел», 2012; «Пан», 2012).е| бронза, травление; h 90 см; 2012Ангел" | бронза, травление; h 90 см; 2012

Иная пластическая манера свойственна работам, выполненным в дереве. Форма становится более обобщенной, приобретает монументальность и текучую плавность линий. В этих работах художника увлекает тема бесконечности бытия, сотканного из отдельных человеческих жизней — маленьких частей этого бездонного космоса, то теряющихся, то вновь возникающих в его пространстве. Художник обращается к концепции «non-finito» — идее незавершенности пластической формы. Эти, как бы «найденные», артефакты ушедшего времени своей фрагментарностью активизируют фантазию зрителя, побуждают его к проникновению в тайну, в загадку человеческого лица, человеческой фигуры, в загадку жизни. («Вены. Руки», 2002; «Голгофа», 2005).

Особое место в творчестве Александра занимает графика. По словам художника, графика позволяет ему в большей степени, чем скульптура, выплеснуть эмоции, допускает литературность сюжетов. Предпочтение он отдает цветной литографии, в сравнении со скульптурой иному по своей специфике творческому пространству, иллюзорно-условному, раскрывающему для художника большие возможности в работе с линией на плоскости, в использовании легких светотеневых и цветовых нюансов, в обращении к выразительной декоративности изобразительного языка. Темы любви, жизни и смерти, страсти — главные в графических листах Александра. Женские образы у него открыто эротичны и провокационны, то экспрессивны, то меланхоличны. Эротика и сексуальность как олицетворение жизни-смерти — это, безусловно, дань памяти Эгону Шиле, классику эпохи модерна. Но в отличие от невротической изломанности линий и всепоглощающей безысходности Шиле у Александра Шаппо драматизм образов, экспрессия страдания уравновешиваются стоической мудростью восприятия трагедии жизни и не иссякающей любовью к женщине. («Поцелуй на брудершафт», «Жанна Д’арк», «Венера», «Ночь нежна»)

Ольга Коваленко, кандидат искусствоведения
Click to order
Cart
Узнать стоимость
Total: 
Оставьте номер телефона и мы перезвоним в течение дня и сообщим стоимость произведения.

Или позвоните на номер: +375 29 133−30−95 (Viber, WhatsApp, Telegram)
Ваш телефон